Солому в качестве поделочного материала с давних времен использовали народные мастера Республики Беларусь. С соломой связано многое – и праздники, и обряды, и поверья. Ведь в старину, когда собирали первый урожай, девушки плели косу и делали зажимки с соломой. Кроме того, она использовалась как бытовая утварь, с ней делали крышу, утепляли стены, плели обувь. Сейчас ассортимент соломенных изделий очень расширился – от больших до малых композиций, появилось много техник плетения, а каждый мастер ищет что-то свое. Мастерица Кристина Мицкевич работает в филиале «Ошмянский районный центр ремесел и традиционной культуры» всего два месяца, но влюблена в соломоплетение уже 40 лет.
История любви к соломоплетению началась в далеком 1984 году, когда Кристина Гериховна работала в сельской библиотеке в Бунянах. Однажды к ней в руки попал журнал «Гаспадыня», где на страницах красовались иллюстрации изделий из соломы. Женщину очень привлек процесс, который был подробно расписан в журнале, и она решила попробовать что-то смастерить. Методом проб и ошибок у Кристины стало получаться все лучше и лучше. Позже, работая художественным руководителем сельского клуба в Крейванцах, женщина не забывала о любимом увлечении.
— Перед тем как начать плести, необходимо предварительно отмочить соломку в теплой воде, чтобы при работе стебелек принимал нужную форму и не ломался. И еще один секрет: если при подготовке изделий добавлять лен, то он поможет соломе не темнеть и дольше держать свои цветовые качества, — делится умелица профессиональными секретами.
Кристина Генриховна очень любит свое дело, готова долго рассказывать о нем. Но даже в любимой работе есть трудности. Сложности начинаются с подготовки материала. Многие считают, что солому можно без проблем взять на любом поле, но это не так. У многих мастеров есть собственные участки или же они выращивают ее у родственников, знакомых и близких. Вообще на качество и состояние соломы влияет многое: и вид культуры (пшеница, рожь, овес), и время среза, и даже поле, на котором она росла. Например, в этом году умелица высаживала возле собственного дома пшеницу. Кристина Генриховна отмечает, что хоть пшеница и имеет красивый желтый цвет и блеск, при изготовлении изделий все же рожь – материал более эластичный и сильный.
Заниматься этим декоративно-прикладным искусством довольно непросто, признается Кристина Мицкевич, но зато потом можно создать абсолютно разные произведения — это и «пауки», которые вешают на потолок а-ля люстра, и фигуры девушек в национальных костюмах, героев белорусских сказок, животных, и декоративные украшения в виде венков, сережек, зонтиков. Список изделий, которые можно создать из одного природного материала, велик. Работы умелицы не раз были представлены на районных и областных мероприятиях, а совсем недавно в Гродненском областном методическом центре народного творчества состоялось открытие отчетной выставки мастеров народного творчества Ошмянского района «Калейдаскоп традыцый». На выставке представлено свыше 250 работ традиционного художественного творчества ошмянских мастеров, среди которых есть множество изделий, выполненных руками талантливой женщины.
— Чтобы научиться мастерству декоративно-прикладного искусства, надо постоянно тренироваться и набивать руку. Для работы с соломой нужна еще и усидчивость. Многие сейчас считают, что соломка – хрупкий материал, непригодный для украшений, однако это в корне неверно. Изделия из соломки издавна использовались в быту как надежный и экологичный материал. На сегодняшний день соломоплетение, изготовление аппликаций из соломки достигли большой популярности, и главное — несут в себе много национальных белорусских традиций, — рассказывает Кристина Генриховна.
Глядя на то, как умело мастерица управляется с материалом, не приходится сомневаться в том, что в талантливых руках солома может превратиться в удивительные вещи.
Вероника НОВИЦКАЯ.
Фото автора.